Суббота, 18.05.2024, 00:26

Дом детского творчества г.Красноармейска Саратовской обл.

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Открытое занятие 08.11.2012г.

План  занятия

Дата проведения:08.11.2012г.

Студия: «Резьба по дереву»

1 группа, 2 год обучения.

Педагог дополнительного образования  Щукин Андрей Алексеевич.

Тема: Виды плоскорельефной резьбы.

Цель:  ознакомить обучающихся с профессиональными сферами и личностными возможностями использования человеком навыков плоскорельефной резьбы;

Задачи:

Образовательная: ознакомление с кудринской резьбой, резьбой с подобранным фоном, резьбой с подушечным фоном.

Развивающая:   сформировать у обучающихся умение выполнять плоскорельефную резьбу.

Воспитательная: воспитать у обучающихся интерес к резьбе и активное, творческое отношение к окружающей предметной среде;

Оборудование: резцы, стамески.

Дидактический материал:образцы декоративной  резьбы,  плакат техники безопасности.

Ход занятия

1. Организационный момент :1) Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня на занятии.( Проверяю готовность обучающихся к занятию, назначаю дежурных в мастерской.)        

2) инструктаж ТБ: давайте вспомним правила техники безопасности                                                                                                                                           1.      При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.

2.      Работать следует только хорошо заточенным инструментом.

3.      Выполнять работу следует только исправным инструментом.

4.      При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и державки.

3) Тема нашего занятия звучит так-виды плоскорельефной резьбы. Цель занятия: разметка  орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять приёмы плоскорельефной  резьбы.

2. Повторение изученного материала

Ребята расскажите, пожалуйста:

1)какая резьба называется заоваленной ?:

дети- в заоваленной резьбе нет определённых азбучных фигур,контурная резьба применяется в заоваленной. Затем с верхних граней канавки снимают фаску: со стороны орнамента меньшую, а со стороны фона большую.  После снятия фаски производят дальнейшее заоваливание ,можно полукруглой стамеской, повѐрнутой желобком вниз.

2)какими инструментами выполняется заоваленная резьба? 

дети: резцом и используются полукруглые стамески с радиусом скругления от 3 – 12 мм.

3)как нужно держать резец при резьбе?

Дети- косяк держат в кулаке, обхватывая четырьмя пальцами ручку и накладывая большой палец на хвостовик ручки.

2.Изучение  нового материала:Резьба по дереву – один из наиболее древних видов декоративного искусства. Было создано множество еѐ видов. Плоскорельефные виды резьбы самые богатые по разнообразию – это трехгранно-выемчатая (геометрическая), заоваленная с выбранным фоном,

заоваленная с подушечным фоном,контурная и рельефная, кудринская,

прорезная или ажурная.Геометрическая и контурная резьба

выполняется одним косым ножом (резаком, «косяком»). Он имеет вид

стамески или сапожного ножа с углом заточки от 45 – 60 градусов.

Для заоваленной и рельефной резьбы, помимо ножа – резака, используются

полукруглые стамески с радиусом скругления от 3 – 12 мм. Лезвия ножей

должны быть не только остро отточены, но и отполированы на войлочном круге с пастой ГОИ

1)    Сейчас приступаем  к  изучению технологии резьбы с подобранным фоном

В заоваленной резьбе с подобранным фоном фон является самой низкой

точкой, а рисунок как бы лежит на ровной плоскости фона. Высота рельефа рисунка над плоскостью фона обычно небольшая. Изображение выполняется также, как и в заоваленной резьбе, т.е. формы изображения остаются плоскими, а их края заоваливаются. Отделка фона может быть различной: гладкой, несколько бугристой, в виде точек, сетки, звѐздочек.

Подборку фона делают вначале отлогими стамесками различной ширины, а затем прямыми широкими стамесками и зачищают клюкарзами. Постепенно углубляясь в древесину, доводят резьбу фона до нужной глубины. Если стамеска идѐт в сторону или слишком глубоко, лучше начать срез с противоположной стороны, следя за тем, чтобы фон во всех местах был одинаковой глубины.

Окончательную зачистку фона лучше всего делать после подрезки и

заоваливания форм изображения. Надрезку ведут осторожно, чтобы не

произошло сколов деталей рисунка. Старайтесь не зачистить фон глубже его общей поверхности.

Заканчивают резьбу чеканкой фона . Обработку

чеканами выполняют только после зачистки и прошкуривания резьбы.

2)А теперь будем изучать технологию резьбы с подушечным фоном :Техника выполнения резьбы. По виду и по технике исполнения эта резьба отличается от заоваленной тем, что фон еѐ благодаря большому заоваливанию напоминает форму подушки. В резьбе с подушечным фономлинии орнамента делают несколько глубже, чем линии со стороны фона.Кроме того, иногда фон режут чуть ниже поверхности орнамента. Перед работой заготовку нужно зажать в зажимах.  Резьбу начинают с надреза наружного контура рисунка.

Подбирают необходимой формы стамеску, ставят еѐперпендикулярнодощечке и киянкой ударяют сверху по черенку, делая надсечку. Постепенно передвигая стамеску вдоль рисунка, делают надсечку всего контура.

Закончив надрез, переходят к снятию фаски, заоваливанию фона по

направлению к контуру. Для этого пользуются пологой стамеской, которую

держат с наклоном 30 градусов к плоскости дощечки. Эту операцию нужно

выполнять как можно осторожнее, чтобы избежать скалывания резьбы.

После первого снятия фаски образуется срез, который заоваливается

последующим снятием более тонких слоѐв древесины.

Заовалив фон, приступают к резьбе контура рисунка. Надо стремиться к

тому, чтобы срез был ровным и чистым.

3.Здоровьесберегающие технологии: физминутка

А сейчас ребята мы проведём физминутку,  повторяйте все движения за мной

Быстро встали,

Тихо сели,

Головами повертели.

Сладко, сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

 

4Закрепление нового материала, самостоятельная практическая работа обучающихся:Ну а теперь после небольшого отдыха приступим к закреплению нового материала.  Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром на первом этапе очень похожа на контурную резьбу. Процесс резьбы условно разделяется на несколько стадий – накалывание, обработку фона и моделирование элементов.

1) Начнём с выполнения стадии накалывания.Стадия наколки начинается с выполнения мелких закруглений при помощи полукруглых стамесок.

а).при накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально

вниз.

б).вначале накалывают наиболее крутые завитки резьбы, затем более

пологие (на каждый завиток нужна своя полукруглая стамеска с

определѐнным радиусом). Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3 – 4 мм.и поворотом кисти прокручивается вокруг своей оси

2)Теперь начнём выполнение стадии подрезания, обработки фона.Надрезы и подрезы канавки выполняют с одним наклоном ножа на глубину 3-4 мм. Следующая стадия– срезание фона вокруг каждого из элементов наколотого узора.а). Это может делаться ножом-резцом или полукруглыми стамесками большего диаметра. б). От края узора отступают в сторону фона на 2-3 мм.и под углом около 45 градусов срезают его. в). Убирается ребро между

углублением и фоном; узор становится как бы мягко погружѐнным в фон или, наоборот, мягко всплывающим из фона. 3)И последнее что нужно освоить это моделирование элементов узора: срезание острых рѐбер, закругление очертаний, и резьба становится мягко заоваленной.                             

5. Подведение итогов занятия :: Давайте ребята посмотрим и сравним у кого работы получились лучше. Оцениваю работы обучающихся, обращаю внимание  на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. 

6. Уборка рабочих мест:А сейчас каждый убирает своё рабочее место и поднимает стулья, затем дежурные подметают кабинет.